Маленький мастер
Главная » Статьи » Лепка » Глиняная игрушка

Филимоновская игрушка

Лепка и роспись по мотивам филимоновской игрушки

В Тульской области вблизи от старинного  городка Одоева на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново.

Истоки этого народного промысла, по местным преданиям, относятся к временам Ивана Грозного. Согласно легенде, в местных владениях князя Воротынского, гончар Филимон обнаружил залежи глины очень хорошего качества и стал лепить из нее глиняную посуду. А место, где стал жить гончар Филимон, назвали Филимоново.

Гончарным ремеслом занимались мужчины, а из остатков глины женщины лепили веселые игрушки – свистульки. На ярмарке в Туле такие глиняные игрушки стоили копейки, поэтому их приходилось лепить в большом количестве, в свободное от сельских трудов время. Девочки уже с 7-8 лет обучались этому мастерству, помогая матери.

Свистулька – это очень древняя и до сих пор популярная игрушка. Считается, что изначально свистулька вовсе не была детской забавой. Наши предки- язычники использовали ее для связи с духами. Известно, например, что вятичи встречали Ярилу (бога солнца) пением дудок, сделанных из глины. Магические знаки на игрушках и пронзительный свист отгоняли злые  силы от душ умерших. Считалось, что если посвистеть дома, то мелодия свистульки выгонит злых духов из жилища. Свистульки часто вещали на шею детям: это был и поющий оберег и забавная игрушка. Известное в наше время суеверие «не свисти – денег не будет» - это миф, который выдумали, чтобы отучить народ от языческих привычек во времена борьбы с язычеством.

Со временем свистулька утратила свой магический символизм и стала просто игрушкой.

Готовую глиняную посуду обжигали раз в год, весной, перед началом полевых работ, в специальной печи. Печь строилась из кирпича и называлась горном. В нее рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками.

Основные сюжеты Филимонова -  это крестьянки, барыни, солдаты, наездники, танцующие пары. Из животных чаще всего изображались коровы, лошадки, медведи, бараны, а из птиц – курицы и петухи. Часто фантазия мастера настолько изменяет образ животного, что игрушка не имеет прототипа. Получается сказочный персонаж, неведомой породы. Подобные образы неповторимы, имеют свои особенности, присущие именно филимоновской игрушке. Каждая игрушка – это образ, который что-то символизирует из жизни древних славян. Они таят в себе мифологию жизни древних славян и являются воплощением языческих верований.

Основные образы:

  • Женская глиняная фигурка. Этот образ -  продолжение рода всего живого. Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу». Весна, Берегиня, Мать-кормилица, Лада, Купава, Доможириха – вот имена и смыслы, которыми народ наделял глиняную фигурку женщины.


  • Медведь – один из главных персонажей народных сказок.  Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы.


  • Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия.


  • Конь – слуга Солнца. В языческой Руси конь был очень важным символом в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и культ воды. Древние славяне считали, что впряженный конь возил по небу бога-солнца и приносил людям его благодать.


  • Птицы. Это вестники богини Матери земли. Они обязательные спутники женских изображений. Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи.


  • Корова символизирует плодородие, могущество и бодрую силу.

 

В древней Руси от сил природы зависело благополучие человека, его счастье и достаток. Поэтому для человека было характерным поэтическое одушевление сил природы, наивная вера в добро и зло. При создании игрушке мастер старался передать именно смысл того или иного образа, а не его точное изображение.

Основные моменты лепки фигурок барыни:

Для увеличения кликнуть на изображении.






Лепим филимоновских животных:



Мастер-класс: Лепка филимоновского коня из целого куска глины.

Лепка птицы:



Как выполнить свистковое устройство.

Роспись филимоновской игрушки очень смелая. Для росписи использовались куриные  утиные перышки. Краска с перышек очень хорошо пристает к глине.  Расписывают игрушки прямо по обожженной глине. Дело в том, что филимоновская глина после обжига становится белой. Основной узор – это причудливые полоски желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов.

Роспись проводится в определенном порядке:

  • Сначала желтым цветом рисуют полоски и пятна
  • Затем обводят красным
  • Затем зеленым, реже синим, фиолетовым.

 

 

Мастерицы называли свои краски малинка, лимонка и зеленка. Животные и птицы всегда расписывались по строго определенной схеме. Голова окрашивалась всегда в один цвет (красный или зеленый), а тело и шея поперек раскрашивались разноцветными полосками.

 

В человеческой фигурке главное внимание уделялось раскраске наряда. В орнаменте нет строгой геометрии как в дымковской игрушке. Различные штрихи, звездочки, пятна, листики, розетки в веселом беспорядке разбросаны по фону. Юбка всегда пестрая, с небрежным рисунком, кофта ярко малиновая, длинная шляпка с цветными каемками.

Росписи лица придавалось очень мало значения. Зеленым, черным или синим, рисовали глаза и брови, малиновым штрихом – рот.

Начинали рисовать мастерицы всегда из центра узора. Все эти узоры напоминают о связи человека и природы. В росписи часто используются елочки, кружочки, солнышки, которые являются  очень древними обрядовыми знаками. Символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы.

Вот основные узоры, которые используются в филимоновской росписи:

 




А вот древние символы:

Мы видим, что символы солнца, земли, воды, плодородия широко используются в филимоновской росписи.

 

 

Источник фото http://filimonofskay-igrushka.ru

Много веков назад на Руси свистульки являлись магическим инструментом: в засуху вызывали дождь, а в непогоду -  тепло и солнце. Знаете что такое «свистопляска»? Это был такой обряд на Руси. В середине 19 века в Вятской губернии существовал праздник поминовения предков.  Сначала  совершалась тризна по умершим.  Затем начиналось стихийное гулянье с игрой на свистульках.

Часто родители  вешали свистульки на шею ребенка. Это был своеобразный музыкальный оберег и одновременно – игрушка. Наши предки любили посвистеть дома, чтобы отогнать злых духов. Кстати, выражение «не свисти, а то денег не будет» возникло во времена борьбы с язычеством, чтобы отучить народ от языческих привычек.

Искусство лепки глиняной свистульки сохранилось до наших дней. Самые известные игрушки свистульки лепили в Филимоново (Тульская область), Каргополь (Архангельская область), Абашево (Пензенская область), Дымково (Вятская область).

В настоящее время свистульки имеют только декоративно прикладное назначение. Это, прежде всего игрушка или украшение интерьера.

Усложненные свистульки используются как музыкальный инструмент и называются – окарина.

 Литература:

И.А  Лыкова  "Филимоновская игрушка"

И.Я Богуславская "Русская глиняная игрушка"

статья С.В. Калинкиной "Филимоновская игрушка: образы, сюжеты и рроспись"

фото с сайта  Филимоновская игрушка. ру (ссылку см выше)

Категория: Глиняная игрушка | Добавил: werenna (06.01.2011)
Просмотров: 46874 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.9/7
Всего комментариев: 1
1  
Покупай качественные Дженерики
Виагры, Левитры, Сиалиса от самой известной Фармацевтической компании Доктор Дик
по очень низким ценам, в Аптеках России вы не найдете таких низких цен!

http://www.dgeneriki.ru

Имя *:
Email *:
Код *:
Яндекс.Метрика