Маленький мастер




Делаем бумагу сами

 

Материалы:

 

 

Инструменты:

 

 

Рабочее место

 

Изготовление бумаги делиться на 2 этапа – «горячая» работа (кипячение воды, перемешивание с помощью миксера, блендера, венчика и т.п.) и «холодная» работа (литье бумаги и изготовление из нее поделок).

«Горячая» работа проходит, в основном, на кухне, и требует особой осторожности, поэтому нужно обязательно пригласить на помощь взрослых. А вот «холодной» работой  можно заниматься самостоятельно. Главное – правильно оборудовать рабочее место (это может быть обычный стол, предварительно застеленный клеенкой или газетами).

Под рукой всегда должна быть толстенькая пачка старых газет (на них удобно работать резаком, чтобы не повредить стол; ими можно удалять лишнюю воду и т.п.)

Не помешают несколько бельевых прищепок, которыми можно «схватить» листы бумаги.

Краски, карандаши и разные инструменты лучше держать в удобных коробках.

Чтобы полностью перевоплотиться в мастера бумаголитейного дела и просто защитить одежду, нужно облачиться в рабочий фартук и нарукавники.

 

Экраны для отливки бумаги: что можно приспособить

 

Просто удивительно, сколько предметов, оказывается, можно использовать для отливки бумаги! Большинство из них продается в ближайших от вас магазинах.

В «бумажном хозяйстве» хорошо иметь две-три рамки.

Каждая из них имеет свои достоинства.

Например:

 

Профессионалы, конечно, работают не на таком «оборудовании», а на специальных рамках. Если очень поискать, то можно, конечно, найти в магазинах настоящие рамки и «поколдовать» над рецептами изготовления бумаги с водяными знаками и «мраморной» бумаги. Но начать можно и на чем-нибудь попроще.

 

Впрочем, первый опыт изготовления бумаги можно провести, используя в качестве экрана простое вафельное полотенце. Технология такая же, как и при литье на экране, но вместо лотка вам понадобятся газеты и тряпки, которые впитают лишнюю воду.

Литьем на экране можно сделать более тонкие листы, чем при литье на полотенце. Кроме того, бумага на экране формируется довольно быстро. Сами же приспособления для работы доступнее, чем может показаться на первый взгляд.

 

Быстрый способ приготовления бумажной массы

 

Для приготовления бумажной массы нужно взять 2 части воды на 1 часть бумаги. То есть бумага должна быть полностью покрыта водой. Если воды налить меньше – масса будет очень густой, и ее трудно будет размешивать.

Клея ПВА потребуется примерно 1 чайная ложка на рулон туалетной бумаги или на пачку салфеток. Если делать бумажную массу из меньшего количества бумаги, то и количество клея нужно уменьшить. Если делать бумагу совсем без добавления клея – тогда она получится более тонкая и мягкая, но со временем пожелтеет.

Крахмала нужно взять примерно 8 чайных ложек на рулон туалетной бумаги (пачку салфеток), т.е. около 1 чайной ложки на лист.

Чтобы сделать цветную бумагу, просто добавьте в массу любой краситель. Можно также замешать наполнитель – какие-нибудь семена, крупу, тоненькие веточки, бисер и т.п.

Для размешивания бумажной массы отлично подойдет обычный миксер с взбивалками. Хорошо, если в комплекте миксера есть высокий стакан для взбивания – в нем бумага с водой быстро размешиваются, и брызги не летят. Но если этой штуки нет – не страшно, вполне сгодятся любая миска или широкая кастрюлька. Можно перемешивать бумагу с водой взбивалкой-венчиком или вилкой (правда поработать придется подольше, чем миксером, хотя если вы используете очень тонкую бумагу, например, однослойную туалетную, в кипятке она очень легко распадается).

 

В кастрюльку или миску нарвите на клочки бумагу (туалетную или бумажные салфетки), добавьте крахмал и клей ПВА. Потом залейте кипятком из только что вскипевшего чайника.  В воду добавьте чуть-чуть стирального порошка и сразу же перемешайте все это миксером.

Внимание! Работать надо очень осторожно с кипятком!

После того как вода остынет, отожмите руками лишнюю воду и переложите бумагу в посуду с высокими стенками, заполнив ее на ¼  часть, и долейте ¾  воды. Перемешивайте до получения однородной массы (если пользуетесь миксером, перемешивать нужно короткими включениями на малых оборотах по 2-3 минуты).

 

Литье с использованием экрана

 

Накройте экран марлей (начать лучше с экрана поменьше и поудобнее). Бумажную массу хорошенько разбавьте водой и вылейте на экран. Добавляйте воду, пока она не покажется на поверхности над бумажной массой. Ровным слоем распределите массу по экрану. Следите за тем, чтобы наполнитель тоже распределился равномерно.

После этого приподнимите экран и слейте из емкости воду. Масса еще совсем мокрая, но большую часть воды собирать губкой уже не придется.

Накройте будущий лист марлей или тряпочкой и начните отжимать воду губкой, довольно сильно нажимая ею на бумагу сверху. Если вам не хочется, чтобы на бумаге отпечаталась сетка экрана, слегка отжав лист, стоит переложить его на более ровную поверхность (на полотенце или стопку газет) и отжимать насухо уже там.

После отжима губкой, промокните лист полотенцем и снимите верхнюю марлю.

Теперь бумагу нужно высушить. Один из вариантов сушки: поместить лист в духовку. Накройте поднос, на котором будет сохнуть бумага, фольгой – если вдруг бумага прилипнет, ее проще будет снять. Переложите бумагу на поднос, медленно и осторожно снимите последний слой марли. Теперь осталось поместить поднос в духовку. Хорошо, если в вашей плите есть режим с вентиляцией – нужно установить его и включить нагревание (температура около 75 градусов). Можно также сушить бумагу под прессом или на открытом воздухе, но это займет больше времени.

После сушки лист выглядит немного неровным. Это легко исправить: нужно прогладить бумагу утюгом. Лучше через тряпочку, чтобы бумага не залоснилась.

 

Ручное окрашивание

 

Давным-давно, когда книги делали только вручную – от бумаги до переплета, - существовало еще одно, почти забытое теперь искусство: ручное крашение бумаги. Ныне оно постепенно возрождается энтузиастами, реставраторами и немногочисленными профессионалами, занимающимися изготовлением бумаги.

Чтобы получить настоящий, а не отпечатанный в типографии узор, например «под мрамор», в ванночке делают раствор, на который затем различными способами наносят одну или несколько красок. Например, можно сбрызгивать краску с кисточки или просто последовательно капать в одно место разные краски. Существует ряд способов придания узорам различных стилей: от простого покачивания ванночки до «причесывания» специальными гребешками.

Как только получившийся в ванночке рисунок удовлетворяет художника, он осторожно опускает в раствор бумагу. Затем ее вынимает и сушит, а для получения следующего листа все повторяет сначала.

Конечно, в этом искусстве немало секретов, которые связаны, например, с рецептами красок. Но настоящий мастер всегда может повторить и стиль узора.

Получающиеся листы ручного крашения используются не только для реставрации и стилизации переплетов под старину, но и для оформления паспарту, а также в качестве декоративных предметов интерьера.

 По материалам книги Чуриной Л.С. "Поделки из бумаги"



Яндекс.Метрика